В нескольких километрах к северо-востоку от Москвы раскинулся на берегах реки Любосеевки и Барских прудов обширный архитектурно-парковый ансамбль Усадьбы Гребнево.
Главный дом выстроен в стиле классицизма.
Центральный трехэтажный корпус с коринфскими портиками и балконами по главному и парковому фасадам фланкирован небольшими двусветными павильонами, соединенными с ним низкими крытыми галереями. В одном из павильонов был театр.
Общая композиция здания и характер деталей указывают на близость автора к казаковской школе.
Парадные въездные ворота в усадьбе Гребнево выполнены в виде триумфальной арки с двумя калитками. Архитектором парадных ворот был Николай Дерюгин, реконструировавший усадебный ансамбль в стиле русского классицизма XIX века.
Выстроенные из кирпича ворота обработаны римско-дорическими колоннами, несущими массивный антаблемент.
Чугунные кованые решетки полотнищ ворот и калиток изготовлены на уральских заводах Голицыных.
Зимний Никольский храм выстроен в период с 1817 – 1823 года. Большинство специалистов считают, что автором проекта является Андрей Воронихин, который принимал участие в строительстве Казанского собора в Петербурге, а также участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
Храм возведен в стиле ампир архитекторами Николаем Дерюгиным и Игнатием Ольделли. Отделка интерьеров выполнена Доменико Жилярди.
Храм представляет редкий для эпохи тип ярусного центрического храма «под звоном». Над ярусом «звона» находится помещение для механизма башенных часов. Нижний восьмигранный ярус обработан дорическими портиками, а между ними на стенах находились барельефы по Библейским сюжетам, которые были выполнены скульптором Гавриилом Замараевым, украшавшим многие московские здания. К сожалению сегодня их красоту оценить невозможно, так как в советское время они были утрачены.
Цилиндрический объем колокольни украшен спаренными ионическими колоннами.
За всю историю существования Никольский храм подвергался пожарам несколько раз, но никогда не закрывался и именно благодаря этому в советское время сюда из разоренных церквей свозились спасенные святыни, которые позже были возвращены в свои приходы.
Храм Гребневской иконы Божией Матери построен по заказу владельца усадьбы генерал-майора, кавалера ордена св. Георгия Гавриила Бибикова в период с 1786-1791 гг. учеником Матвея Казакова - Иваном Ветровым. Внутренняя отделка принадлежит Степану Грязнову.
Кирпичный с белокаменными деталями храм центрического типа выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, увенчанная бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом, заменившей традиционное церковное завершение. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и портиками дорического ордера.
Внутри церкви расположена храмозданная доска с именами жертвователей, имя каждого крепостного крестьянина - жертвователя и хозяина указано наравне задолго до отмены крепостного права.
В статье «Утро акмеизма» Осип Мандельштам сравнил поэзию с зодчеством : «Зодчий говорит: я строю — значит, я прав. Сознание своей правоты нам дороже всего в поэзии, и, с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому как Себастьян Бах утвердил ее в музыке.»
В усадьбе к востоку от главного дома и восточного флигеля располагаются каретный сарай и конюшня. Все хозяйственные постройки, а также усадебная ограда, украшенная башенками, были выполнены в псевдоготическом стиле и по мнению некоторых исследователей могли относиться еще ко временам предыдущих владельцев усадьбы – князей Трубецких. Из них почти без изменений сохранились до нашего времени каретный сарай с характерным для псевдоготического стиля оформлением окон и одна из пяти башенок, расположенная на углу ограды между усадебным и храмовым парками.
Гребневский парк по характеру планировки и растительности делится на две части и дает представление о садово-парковом искусстве России конца XVIII века.
Центральную часть усадьбы занимает большой регулярный парк с геометрически четкой сеткой липовых аллей. Вокруг парка частично уцелела кирпичная ограда с оригинальными башнями псевдоготической архитектуры.
На островах раскинулся пейзажный парк из смешанных пород со звездчатой системой аллей. Согласно описи имения 1811 года «…на коем пруду два острова большия с регулярными рощами и аглицкими садами, из коих один остров имеет три версты окружности и восемь ещё особенных островков, отделанных в аглицком вкусе, на коих островах разной архитектуры домики и мосты».
В начале первой половины ХХ века на южной стороне господского дома был разбит плодовый сад.